СТАТЬИ

«Поэзия производит сложный продукт»

2025-06-12 22:18
Своим взглядом на место поэзии в современной культуре поделился выпускник Литературного института Максим Горшков

В вузе, где я учусь, преподает Лола Уткировна Звонарева, крупный филолог и активный организатор литературного процесса.
Так и получилось, что в ее Литературной гостиной (проходит в музее-театре «Булгаковский дом») на встрече с поэтом Еленой Янушевской мне удалось побеседовать с человеком, непосредственно участвовавшим в появлении на свет книг многих современных авторов, включая зарубежных, таких как поэт и переводчик с немецкого Вольдемар Вебер, а также издании одного из самых достойных журналов современной поэзии «Плавучий мост».
Максим Горшков, посвятивший десятилетие своей жизни работе в издательстве гуманитарной литературы и поэзии «Летний сад», закончил Литературный институт имени М. Горького, занимается прозой и философией. Пользуясь случаем, мы с моей однокурсницей решили узнать его мнение: какое место поэзия занимает в современной культуре и как привлечь к ней молодое поколение.
Как выяснилось, на его взгляд, поэзия сегодня переживает не лучшие времена. Это связано с преобладанием «горизонтальных» систем в обществе, где демократизация и доступность творческих инструментов привели к ослаблению авторитета и размыванию границ. «Сегодня каждый сам себе поэт», – отмечает он, – и в этих условиях сложнее сформировать культурную «вертикаль», в которой поэзия обладала бы волей, властью и влиянием.
«Эпоха пресловутого постмодерна с его критикой метанарративов усилила горизонтальные связи в обществе. "Ризома" Делеза заменяет эдипальные структуры. Доминирование, влияние, власть ослабевают как функции. "Большой другой" Лакана разделяется на множество маленьких.
Этому способствует технический прогресс. Средства производства в сфере искусства становятся доступнее, облегчается доступ к потребителю. Искусство становится поточным. Громкие имена заменяются множеством тихих.
Это относится и к поэзии, которая и без того производит сложный для усвоения продукт».
Также Горшков считает, что нельзя не отметить и ослабление роли слова в целом, отмеченное Николаем Гумилевым: раньше – «Словом разрушали города», теперь «Дурно пахнут мертвые слова». Процесс субъективации, по мнению Максима, парадоксально связан с освоением языка и одновременным выталкиванием из «уютного единства с реальным».
Та самая нераздельность человека с миром, «мистическая сопричастность» Леви-Брюля, присущая детям и нецивилизованному человеку, утрачивается с развитием цивилизации. Человек перестает быть частью мира, становится самостоятельным субъектом, и его слова, которые когда-то были тождественны вещам, отделяются от них, выхолащиваются, становятся симулякрами. Ослабевает в том числе поэтическое слово. Ему все труднее получить доступ к утраченному «реальному».
Кому же поэзия близка сегодня? Максим считает, что поэзия находит отклик в сердцах интуитивного типа людей, тех, кто склонен к поиску, к своего рода «иномирной ностальгии».
Применение понятия «мода» к поэзии сегодня вполне допустимо, ведь выбор произведения для потребления – это тоже в своем роде действие в соответствии с трендом. Сейчас нет «моды» на поэзию как текст. Однако, отмечает Горшков, поэзия активно развивается в форме декламаций и поэтических баттлов. Интерес к тексту как таковому ослабевает, зато растет интерес к личности поэта на сцене, к его харизме и умению держаться перед публикой.
В ответ на вопрос о современных поэтах, которых он ценит и может посоветовать, Максим назвал такие имена: Геннадий Калашников, Юрий Юрченко, Павел Кричевский, Артемий Семичаевский и Елена Янушевская. Это те авторы, книгам которых он помог появиться на свет в издательстве «Летний сад».
Поэзию, как признается Максим, он воспринимает больше интуитивно, возможно, потому что сам не является поэтом. В отличие от литературы, где он скрупулезно анализирует каждую деталь, поэзия либо доставляет ему иррациональное наслаждение, либо нет.
Как же все-таки привлечь к поэзии молодое поколение? Ответ, по мнению Максима, лежит на поверхности: через те же декламации и поэтические баттлы, где оценивается не только содержание, но и личность исполнителя. Это формат, который соответствует духу времени и позволяет молодым людям найти свою связь с поэзией.
В заключение можно сказать, что поэзия переживает непростой период, но она не исчезла, а лишь трансформируется, ищет новые формы выражения и новые пути к сердцам читателей и слушателей. И, возможно, именно через сценическое искусство поэзия сможет вернуть себе утраченные позиции в современном культурном ландшафте.
Поэзия, в отличии от многих других искусств, как уже было сказано, производит сложный продукт, поэтому менее востребована. Поэтому хорошо, когда поэты собираются в сообществах, общаются в литературных салонах, имеют возможность высказаться и получить обратную связь.